Правила переговорщиков — Джеймс Себениус

Главная цель переговоров — заключить сделку с наибольшей для себя выгодой или прервать сделку, если она окажется невозможной.

В погоне за этой целью многие даже опытные переговорщики допускают ошибки, которые автор разделил на 6 типов:

  1. Пренебрежение проблемами другой стороны. Например, вы можете пытаться продать технологию, которая сделает что-то эффективнее. Но это может быть совсем не нужно потенциальному покупателю или быть незначимо.
  2. Вопрос цены затмевает все интересы. Если переговоры идут исключительно о цене, то переговоры из сотрудничества превращаются в борьбу друг с другом.
    Помимо цены следует учитывать 4 важных момента:

    1. Отношения. Во многих культурах (Латинская Америка, Южная Европа, Юго-Восточная Азия) отношения важнее, чем одна конкретная сделка.
    2. Дух сделки
    3. Процесс. Чаще всего важно, чтобы переговоры проходили в атмосфере доверия и взаимного уважения.
    4. Интересы участников. Требуется принимать во внимание интересы других влиятельных игроков при определении условий.
  3. Позиции важнее интересов. Часто оказывается, что при разных позициях интересы могут быть схожими, а результат может быть достигнут с учетом интересов обеих сторон.
  4. Слишком настойчивые поиски точек соприкосновения.
  5. Пренебрежение запасными вариантами. Гарвардскими профессорами был введен в употребление термин BATNA = Best Alternative To Negotiation Agreement, который означает наилучшую альтернативу заключения текущей сделки. Не нужно заключать сделку, если ее условия будут хуже наилучшей альтернативе, т.е. вашей BATNA.
  6. Неумение учитывать субъевтивность восприятия. Зависимость от роли и предвзятость могут негативно сказаться на процессе переговоров.

 

Лучшие переговорщики широко смотрят на главную проблему и ее решение. Они интуитивно чувствуют, когда появляется возможность для достижения согласия, сами определяют правила игры и сами направляют ее ход.