В книге «Основы делового этикета» (The Essentials of Business Etiquette) Барбара Пачтер рассказывает, что нужно — и чего не нужно — делать, чтобы произвести хорошее впечатление в деловой среде. Мы собрали 19 основных рекомендаций из книги.
- Вставайте, когда вас представляют
Если вас застали врасплох и подняться сложно, слегка наклонитесь вперед, показывая, что непременно встали бы, если бы могли.
- Представляйтесь полным именем
- Инициируйте рукопожатие, если вы выше по статусу или выступаете в качестве принимающей стороны
Если человек более высокого ранга не делает это мгновенно — что часто происходит из-за гендерной путаницы, — человек рангом ниже должен протянуть руку, не задерживаясь более секунды. В любом случае, рукопожатие должно состояться.
- Правильно одевайтесь
Всегда уточняйте дресс-код мероприятия, встречи или ужина в ресторане, на который собираетесь, чтобы убедиться, что вы одеты уместно.
- Говорите «спасибо» не больше двух раз за встречу
- Отправьте отдельные записки с благодарностью всем участникам встречи
Выбирая между письмом, написанным от руки, и электронной почтой, учтите, что бумажное письмо может идти несколько дней, а электронное дойдет мгновенно.
- Держите телефон в кармане
- Никогда ни для кого не двигайте стул
- Не закидывайте ногу на ногу
- Не показывайте пальцем
Если вам нужно указать на что-то, сделайте это открытой ладонью, держа пальцы вместе.
- Дважды убедитесь, что правильно указали адресата
Будьте внимательны, когда заполняете поле «Кому» в форме электронного письма.
- Отламывайте хлеб руками
Патчер советует разломать булочку надвое, а затем отрывать по кусочку, которые вы будете намазывать маслом и целиком отправлять в рот.
- Не заказывайте слишком дорогие блюда
- Не отодвигайте и не складывайте тарелки стопкой
Позвольте официантам самим выполнять их работу.
- Учитывайте выбор гостя
Если гость заказывает аперитив или десерт, вам стоит последовать примеру. Патчер рекомендует не ставить гостя в неловкую ситуацию и не вынуждать его есть в одиночку.
- Никогда не просите «завернуть с собой»
- Умейте правильно расположить на столе приборы
Как минимум, что вилки кладут слева от тарелки, а ножи и ложки — справа.
- Платит тот, кто приглашает
- Продумайте путь к отступлению
Пачтер говорит, что нужно уметь правильно выходить из-за стола — лучше всего при этом продолжать говорить. В этом случае создается впечатление, что вы владеете ситуацией. Стоит также иметь несколько заготовленных фраз на случай, если вам потребуется закончить беседу. Можно сказать: «Рад был познакомиться», «Было очень приятно пообщаться» или «Увидимся на следующей неделе».